Деоффшоризация в России: Закон о КИК: основные нововведения

Представляем статью юридического консультанта Камиллы Гончаровой и Дениса Васильева, партнера компании «Podolsky Vasilev Klein»

К первой части статьи

Основные нововведения

  • 06 апреля 2015 г. Федеральным законом № 85-ФЗ в Закон о КИК были внесены изменения относительно даты подачи уведомления об участии в иностранных компаниях – она была перенесена с 01 апреля на 15 июня 2015 г.
  • В июне 2015 и феврале 2016 года в нормы НК РФ о контролируемых иностранных компаниях были внесены два крупных пакета изменений:

08 июня 2015 г. был принят Федеральный закон № 150-ФЗ, который расширил круг КИК, прибыль которых не подлежит налогообложению в РФ.

15 февраля 2016 года вступил в силу Федеральный закон №32-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»», который уточняет действующее правовое регулирование в сфере налогообложения прибыли КИК, налогового резидентства организаций, а также применения льгот, предусмотренных международными СОИДН.

 

Основная часть поправок, вносимых ФЗ №32-ФЗ вступает в силу с 15 февраля 2016 года. Отдельные правила, в частности о порядке подтверждения иностранными организациями права на применение льготы, вступают в силу с 1 января 2017 года. При этом действие некоторых норм распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

  1. Иностранным компаниям предоставляется возможность использовать финансовую отчетность, составленную в соответствии с ее личным законом (согласно п. 1 ст. 1202 ГК РФ личный закон – это право страны, где учреждено юридическое лицо) или по правилам МСФО, для определения прибыли КИК. Для реализации такой возможности согласно новому п. 1.1 ст. 309.1 НК РФ иностранная компания должна соответствовать одному из следующих критериев:

– ее постоянным местонахождением является государство, с которым у Российской Федерации имеется соглашение об избежании двойного налогообложения, обеспечивающее обмен информацией (за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмен налоговой информацией), или

– в отношении финансовой отчетности иностранной компании представлено аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

Также налогоплательщики – контролирующие лица КИК теперь вправе добровольно определять налогооблагаемую базу КИК в соответствии с российским налоговым законодательством. Такой порядок будет нужно использовать не менее пяти налоговых периодов с даты начала его применения согласно п. 1.3 и 1.4 ст. 309.1 НК РФ.

  1. Уточняются особенности учета прибыли иностранных структур без образования юридического лица (п. 1.1 ст. 25.15 НК РФ)

В составе доходов КИК для целей определения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства, имущественные права), которые получены в качестве вклада от учредителя данной структуры, и (или) лиц, являющихся членами его семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, а также от иной КИК (в том числе иностранной структуры без образования юридического лица), в отношении которой хотя бы одно из указанных выше лиц является контролирующим лицом. Для такой КИК при определении прибыли не учитываются расходы в виде переданного имущества.

  1. Устраняется двойное налогообложение дивидендов, полученных российской организацией от КИК

Дивиденды, полученные налогоплательщиком при распределении прибыли КИК, не подлежат налогообложению в России при условии документального подтверждения того, что налог в отношении таких дивидендов был удержан КИК. Для применения льготы доход в виде прибыли КИК должен быть задекларирован налогоплательщиком в соответствующих налоговых периодах (п. 66 ст. 217 НК РФ, подп. 53 п. 1 ст. 251 НК РФ).

  1. Изменен порядок уведомления об участии в иностранных компаниях и о контроле КИК
  • Срок подачи уведомления об участии в иностранных организациях продлен до трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной организации. Ранее этот срок составлял один месяц (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).
  • Из перечня лиц, обязанных подавать уведомления об участии в иностранной организации и (или) учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, исключены налогоплательщики, чье участие в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями (п. 3 ст. 25.14 НК РФ)
  • Уточнен порядок уведомления об участии в иностранных организациях и о контроле над иностранными компаниями. Так, необходимо сообщать об участии и о контроле, реализованном среди прочего через иностранную структуру без образования юридического лица, при условии, что декларант признается контролирующим лицом этой структуры (п. 5 и 6 ст. 25.14 НК РФ).
    1. Развитие концепции фактического права на доход в целях применения СОИДН; в частности, расширено и уточнено понятие лица, имеющего фактическое право на доход: положения статьи, закрепляющей понятие такого лица, распространены не только на иностранные организации, но и на иностранные структуры без образования юридического лица (трасты и т.д.)(п. 2 ст. 7 НК РФ).

С 1 января 2017 года иностранные организации, получающие доход из Российской Федерации, будут обязаны подтверждать наличие фактического права на выплачиваемый доход (п. 1 ст. 312 НК).

Закрепляется обязанность иностранных организаций предоставить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода для целей применения СИДН.

  1. Увеличен срок льготной ликвидации КИК

Доходы, полученные при ликвидации КИК, не будут облагаться НДФЛ и налогом на прибыль организаций при условии, что ликвидация КИК завершена до 1 января 2018 года (п. 60 ст. 217, п. 2.3 ст. 277 НК РФ). При этом, установлены случаи, когда указанный срок также может быть продлен.

  1.  Уточнена процедура признания налогоплательщиков контролирующими лицами

В случае признания налогоплательщика контролирующим лицом КИК на основании того, что доля его участия в иностранной организации составляет более 10% при условии, что доля всех налоговых резидентов РФ в такой иностранной организации более 50%, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган одновременно с уведомлением о КИК пояснения и документы, подтверждающие, что налогоплательщику не было известно о том, что он является контролирующим лицом в соответствующем календарном году.

Налогоплательщик, представивший уведомление о КИК в срок, установленный в требовании налогового органа, освобождается от ответственности, установленной ст. 129.5 НК РФ (20% от суммы неуплаченного налога) и ст. 129.6 НК РФ (100 000 рублей в отношении каждой КИК, по которой не представлено уведомление).

  1. Урегулированы вопросы налогообложения для иностранных организаций, самостоятельно признавших себя налоговыми резидентами РФ; в частности, для них уточняется порядок определения первого налогового периода.

Не может рассматриваться в качестве руководящего управления иностранным инвестиционным фондом (ПИФ) или иностранными организациями, в капитале которых прямо или косвенно участвует такой фонд, осуществление на территории РФ его управляющим лицом или нанятыми им лицами, их сотрудниками, или представителями следующих функций (п. 3 ст. 246.2 НК РФ):

— принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров иностранной организации;

— подготовка к проведению заседания совета директоров иностранной организации;

— осуществление отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации (в отношении российских и иностранных организаций, в капитале которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций).

  1. Прописан порядок налогообложения доходов от операций по реализации ценных бумаг, приобретенных непосредственно у КИК, а также ценных бумаг, полученных при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).
  2. Вводится понятие офшорных зон – т.е. государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (абз. 2 п/п. 1 п. 3 статьи 284 НК РФ).

Читать дальше

Посмотрите видео презентацию Дениса Васильева «Деоффшоризация в России»

Добавить комментарий