Александр Куликов: Пять причин провести налоговый аудит.

Audit
Вообще их больше, но эти — основные.

Причина 1. Знать свои риски

Каждый год в силу вступают несколько десятков поправок в налоговое законодательство: появляются новые налоги, меняются ставки, формы отчетности. В 2017-м в числе прочего изменилась пропорция распределения налога на прибыль между федеральным и местным бюджетом, а ФНС начала администрировать страховые взносы вместо ПФР. Теперь лишь 50% убытков прошлых лет разрешено переносить в уменьшении налогооблагаемой базы текущего налогового периода (2017 год). Двое из десяти наших клиентов до встречи со мной ничего об этом не слышали.

Штатный бухгалтер не всегда успевает отслеживать изменения налогового законодательства. Аудитор же точно знает, «как сегодня правильно», и эти знания позволяют его клиентам избежать налоговых и репутационных рисков.

Аудит бухгалтерской отчетности могут проводить только аттестованные специалисты. Для налогового аудита такого требования нет, но наши проверки всегда возглавляют аттестованные специалисты. Наличие у них квалификационного аттестата гарантирует глубокое знание налогового законодательства. При необходимости заказчик может попросить дополнить команду аттестованным налоговыми консультантом.

Причина 2. Платить налоги правильно

Нарушение налогового законодательства — дело для бизнеса дорогостоящее и хлопотное. Неуплата налога карается единовременным штрафом в размере от 20% до 40% от неуплаченной суммы. Дополнительно на недоимку начисляются пени. На момент публикации этой статьи (апрель 2017 г.) ставка пени равняется 1/300 ключевой ставки Банка России. На недоимку, образовавшуюся после 01.10.2017, начиная с 31-го календарного дня просрочки пени будут начисляться исходя из 1/150 ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России. Со второго месяца просрочки ставка пени составит приблизительно 24% — как будто вы взяли кредит и теперь по нему расплачиваетесь.

Систематическое проведение налогового аудита позволяет платить ровно столько налогов, сколько вы обязаны, не «выбрасывая» деньги на уплату штрафов.

Даже если отчетность уже сдана, своевременно обнаружив в ней ошибки вы вправе подать уточненные декларации и доплатить налог. В этом случае штрафы не применяются, только пени.

Главное ¬— не ошибиться при подаче уточнённой налоговой декларации.

Знакомый владелец бизнеса недавно рассказал мне, что его компанию оштрафовали на 600 тысяч рублей за нарушение порядка подачи уточнёнки. Требовалось сперва доплатить недостающую сумму, а потом уже подать уточненную декларацию. Бухгалтер сделал наоборот, за что компанию и наказали.

По статистике стоимость аудиторской проверки в несколько раз меньше суммы наложенных штрафов. Я прикинул, в какую сумму расстроенному бизнесмену обошелся бы налоговый аудит: порядка 200 тысяч рублей.

Причина 3. Вести умную финансовую политику

Закон не только суров, но и дает нам множество поблажек. Приведу пример. Чтобы аккумулировать собственные средства и обойтись без внешних заимствований, организация с большим ФОТ может заранее создать резерв отпусков, признаваемый в налоговом учете. Еще компания вправе уменьшить текущий налог на прибыль, если приобрела амортизируемое имущество и сразу же начислила амортизационную премию. Она позволяет единовременно признать для целей налогообложения от 10% до 30% стоимости покупки.

Таких вариантов и возможностей предостаточно. Корпоративные бухгалтеры не всегда мотивированы ими интересоваться. Аудиторы и налоговые консультанты по долгу службы все эти маневры знают и умеют использовать.

Причина 4. Подготовиться к налоговой проверке

Когда к аудиторам обращаются с этой задачей, они устраивают генеральную репетицию — воспроизводят налоговую проверку от начала до конца. Мы проверяем налоговую отчетность, сверяем ее со сводными регистрами, смотрим наличие первичных документов и изучаем самые существенные, типичные и рисковые операции — такие, где чаще всего возникают ошибки — лизинг, расчет зарплаты. Практически по такой же схеме проходит обязательный или инициативный аудит.

Конечно, аудиторы не могут проверить все ваши документы, но у нас есть свои секреты и регламенты. Например, мы обращаем особое внимание на дни, когда главный бухгалтер и/или генеральный директор отсутствовали в офисе. Ведь все, кто подписывали за них документы, должны иметь доверенность. Еще важно, чтобы на первичной документации, которую подписывают по доверенности руководители департаментов, были указаны ее реквизиты. Иначе дело может дойти до экспертизы почерка и необходимости доказывать реальность сделки. Грамотный юрист вам поможет, но разбирательство займет 2-3 месяца.

Ошибки, повлекшие серьезные штрафы, могут быть очевидными, случайными, глупыми и очень обидными. Вот вам пример. Проверяя одного из клиентов мы заглянули в кадровую документацию. Выяснилось, что у сотрудников ее «дочек», расположенных в районах Крайнего Севера, в трудовых договорах не прописана положенная им северная надбавка — 30% к окладу. Хотя работники получали рыночную, конкурентную зарплату, промах отдела кадров мог стать причиной огромного штрафа и/или судебного разбирательства с решением не в пользу работодателя. Штрафы за нарушение трудового законодательства сопоставимы с санкциями за нарушение налогового. Так что налоговый аудит часто заказывают вместе с кадровым.

По моему опыту, именно внимание к мелочам в основном обеспечивает благополучие и без рисковую работу компании.

Поэтому готовя клиента к визиту налоговой инспекции, проводя инициативный или обязательный аудит, мы всегда тщательно проверяем его контрагентов. Этот аргумент в пользу проведения аудита заслуживает отдельного рассмотрения. Объясню почему.

Причина 5. Обезопасить себя от мошенников

Попасть в «плохую компанию» — самый простой, быстрый и эффективный способ похоронить свой бизнес. В корпоративном мире «плохая компания» ¬¬— это сомнительные с точки зрения налоговой инспекции контрагенты.

Проверка абсолютно законопослушного бизнеса может закончиться большими доначислениями и штрафами, если среди его партнеров найдутся фирмы-однодневки или похожие на них организации. Сделки с ними считаются попыткой получения необоснованной налоговый выгоды (понятие, введенное решением высшего арбитражного суда) и для их участников начинается череда неприятностей.

Расходы компании на приобретение чего-либо у фирмы-однодневки не примут к уменьшению налогооблагаемой базы. Ей доначислят налог на прибыль в размере 20% от стоимости сделки, снимут вычеты по НДС и оштрафуют на 20-40% от суммы неуплаченного налога.
Положим, организация имела неосторожность купить товара на 100 млн рублей у такого ненадежного поставщика. Когда это выяснилось, ей доначислили 20 млн. руб. налога, сняли вычеты НДС на 18 млн рублей, и немедленно оштрафовали на 7-14 млн рублей. Еще доначислили пени за несвоевременную уплату налогов. Если компания не гасит задолженность, дело может дойти до блокировки счета, и это парализует ее работу.

Поэтому проводя налоговый аудит мы проверяем контрагентов клиентов ровно так, как их будут проверять налоговые инспекторы — по ряду известных параметров, используя базы данных «Спарк-Интерфакс».

Вот основные признаки фирм-однодневок:
• частая миграция из региона в регион (смена налоговых инспекций),
• низкая налоговая нагрузка (не более 1% от оборота денежных средств по счетам),
• отсутствие штата, необходимого для оказания услуг / низкие зарплатные налоги, прохождение денег по расчетному счету «транзитом»,
• отсутствие отчетности,
• неуплаченные налоги,
• адрес массовой регистрации (неоднозначно, ведь любой бизнес-центр является таковым).

Налоговики рекомендуют компаниям проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов, формируя на каждого контрагента досье с копиями устава, бухгалтерской и налоговой отчетности, с выпиской из ЕГРЮЛ и справкой об отсутствии задолженностей перед бюджетом.

Пока же компании продолжают расплачиваются за «опасные связи». Нескольких крупных ритейлеров по итогам выездной проверки оштрафовали на суммы от 14 до 17 млн рублей каждую. Налоговый аудит обошелся бы им от 800 тысяч до 1 млн рублей. Это просто цифры, коллеги.

Добавить комментарий