Правовой статус иностранного гражданина

«Положения статьи актуальны на момент написания. На 19.01.2018 года основные положения не утратили силу, но требуют уточнения на момент чтения статьи»

 

Иностранные граждане (иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства) могут находиться в России на условиях:

  • Временного пребывания[временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание);
  • Временного проживания(временно проживающие – статус иностранцев, получивших разрешение на временное проживание в России. Разрешение на временное проживание обычно оформляется в виде отметки в паспорте). Иностранных граждан имеющих разрешение на временное проживание, принимают на работу без специальных разрешений;
  • Постоянного проживания(постоянно проживающие – статус иностранцев, получивших вид на жительство в России.)

 

Вид на жительство – документ, подтверждающий право иностранца постоянно проживать в России, свободно въезжать и выезжать из нее. Вид на жительство выдают территориальные органы внутренних дел. Иностранных граждан, имеющих вид на жительство, принимают на работу без специальных разрешений.

 

В трудовых отношениях к иностранным гражданам приравниваются лица без гражданства(лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства\подданства иностранного государства. (ст. 2 Закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г.). Понятие «иностранный гражданин» включает в себя и «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил для иностранных граждан.

 

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство).

 

Чтобы нанять на работу иностранных граждан, которые прибывают в Россию в безвизовом порядке и имеют статус временно пребывающих, получать разрешение на организацию на их привлечение и использование не нужно (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

 

Трудовой договор в этом случае – основа взаимоотношений работодателя и работника. Но прежде чем заключить трудовой (гражданско-правовой) договор, иностранный гражданин должен получить разрешение на работу.

 

Организация должна уведомить  о заключении/расторжении трудового договора миграционную службу и управление (комитет) занятости. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней с момента заключения трудового (гражданско-правового) договора.

 

Оформление разрешения на работу иностранным гражданам, которые прибывают в Россию в безвизовом порядке

Иностранные граждане, прибывающие в Россию в безвизовом порядке и имеющие статус временно пребывающих, могут получить работу:

  • самостоятельно;
  • через организацию;
  • через своего уполномоченного представителя.

 

Об этом сказано в пункте 2 статьи 13.1 Закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г.

 

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Разрешение на работу является основанием для продления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ. Если иностранному гражданину необходимо разрешение на работу, он может заключить трудовой договор и предоставить его в территориальное отделение ФМС России, тогда разрешение на работу оформляется на срок действия заключенного договора. Но не более чем на один год(отсчет срока начинается со дня въезда на территорию России).( Закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г.: абзац 2 п.1 Ст. 5;  пункт 2 статьи 13.1.

 

Выдача разрешений производится в пределах установленной квоты. Если у иностранного гражданина до заключения трудового или гражданско-правового договора было оформлено разрешение на работу на срок до 90 дней, повторно разрешение на работу ему выдается без учета квоты (). (п.6; п. 7.3 ст.13.1 Закона № 115-ФЗ). Существуют профессии, на которые квота не распространяется. Их перечень приведен в Приказах Минздравсоцразвития России, которые обновляются ежегодно.

 

Чтобы оформить персональное разрешение на работу сотруднику-иностранцу, который прибыл в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающий, нужно подать в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:

  • заявление,
  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина,
  • миграционную карту,
  • квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 руб. за выдачу разрешения на работу (подп. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ),
  • Трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ( оказании услуг),
  • Дактилоскопическую регистрацию,
  • Тест на знание русского языка.

 

Такой перечень документов приведен в пункте 46 (и подпунктах)регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

 

ФМС не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Разрешение на работу выдается данному иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Решение об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на работу может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином указанного уведомления.

 

Такой порядок предусмотрен пункт 7 ст. 13.1  Закона № 115-ФЗ.

 

В течение 30 дней с момента получения разрешения на работу сроком действия более 90 суток, иностранный гражданин должен представить в миграционную службу:

  • Медицинскую справку, подтверждающую, что он не страдает наркоманией;
  • Медицинскую справку, подтверждающие, что он не имеет инфекционных заболеваний по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188;
  • Сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции.

 

На практике ФМС не выдает разрешение на работу, если не предоставлена Медицинская справка во время подачи или получения разрешения на работу.

 

(Приказ ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.)

 

Работать на основании выданного разрешения иностранный гражданин вправе только в пределах того субъекта (субъектов) РФ, который указан в этом разрешении. Исключение из этого правила составляют иностранные граждане, профессии которых включены в Список профессий, утвержденный Приложением к Приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. N 564н)). При этом такой иностранный гражданин может работать на территории другого субъекта РФ ограниченный период времени. Например, иностранный гражданин, имеющий статус временно пребывающего, может быть направлен в командировку в другой субъект РФ на срок, не превышающий 40 или 90 календарных дней если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором и 30 дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу  для высококвалифицированных специалистов.

 

 

Таблица 1


Таблица 2

К иностранным гражданам, прибывающим в Россию в порядке, не требующем получения визы, относятся иностранные граждане, имеющие гражданство тех стран, с которыми у России заключены соглашения о безвизовых поездках (таблица 3).

Страны, с которыми у России заключены соглашения о безвизовых поездках

 

[1] Граждане Беларуси имеют равные с гражданами России права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории России (договор от 25.12.1998 «О равных правах граждан»). Соответственно, на граждан Беларуси не распространяется установленный порядок привлечения иностранной рабочей силы, их принимают на работу как россиян.[2] Соглашение от 19.11.2010 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» (далее – «Соглашение») вступило в силу с 1 января 2012 года в соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9. C 01.01.2013 «Разрешение на работу» не требуется, ФМС и прочие гос. органы уведомлять не нужно, ФНС — лучше уведомить, уточните в своей ФНС. Ограничений на рынке труда в виде квот — не установлено. Принять можно как по трудовому договору, так и по договору подряда. Но в ст. 4 Соглашения написано: «Трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также настоящим Соглашением и оформляются путем заключения трудового договора.» Поэтому есть мнение, что упрощенный порядок, предусмотренный Соглашением, на работающих, по гражданско-правовому не распространяется. Первичные медосмотры при поступлении на работу (если требуется) — как для граждан, за счет предприятия/работодателя. Если принимаете бессрочно или на срок более 6 месяцев — надо оформить «Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования». Для регистрации иностранных граждан в системе Пенсионного Фонда Российской Федерации («ПФРФ»), страхователь должен иметь нотариально заверенный перевод на русский язык: заграничного паспорта – для временно пребывающего в РФ иностранного гражданина, с которым заключен трудовой договор; документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства – для лиц без гражданства. В графе «адрес» регистрационной анкеты для физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации (иностранных граждан) элемент адреса «страна» представляется кодом из Общероссийского Классификатора Стран Мира («ОКСМ»), и указывается код страны. Прочие элементы адреса указываются произвольно. По мнению ПФРФ, если нанятый работник работает в общей сложности по нескольким срочным договорам более 6 месяцев в году, вполне вероятно, что придется начислить взносы за весь период работы, и возможно подавать уточнения.[1] Граждане Беларуси имеют равные с гражданами России права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории России (договор от 25.12.1998 «О равных правах граждан»). Соответственно, на граждан Беларуси не распространяется установленный порядок привлечения иностранной рабочей силы, их принимают на работу как россиян.

 

 

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов

— Вячеслав Филиппов, эксперт компании «КонсультантПлюс»:

 

Прежде всего определим, кто является трудящимся-мигрантом. Для российского работодателя этим статусом обладает гражданин Белоруссии или Казахстана, законно находящийся на территории России и на законном основании осуществляющий трудовую деятельность. Такой гражданин не должен постоянно проживать в РФ, иными словами, иметь вид на жительство.

  • Итак, Соглашением предусматривается, что гражданам из договаривающихся стран не требуетсяразрешение на работу в РФ. Они могут привлекаться к трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда.

Отметим, что данное нововведение актуально прежде всего для граждан Казахстана, поскольку в отношении граждан Белоруссии это правило действовало уже давно. В соответствии с п. п 12 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий«, на граждан Белоруссии не распространяется общий порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы. То есть белорусам и раньше не требовалось получать разрешение на работу. Теперь этого не надо делать и гражданам Казахстана.

  • Кроме того, граждан Казахстана российский работодатель теперь вправе принимать на работу и на те должности, в отношении которых действуют ограничения, установленные Правительством РФ во исполнение пункта 5 статьи 18.1 Закона от 25. 07.2002 N 115-ФЗ«О правовом положении иностранцев в России» (далее — Закон N 115-ФЗ). Напомним, что ежегодно Правительство РФ устанавливает допустимую долю иностранных работников, привлекаемых в различные отрасли экономики. Размер такой доли утверждается в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность как в одном или нескольких субъектах РФ, так и по всей России. Это означает, что работодатель не вправе привлекать больше иностранных работников, чем установлено по тем видам деятельности, которые определены Правительством РФ.
  • При приеме на работу трудящийся-мигрант должен представить документы, которые предусмотрены законодательством государства трудоустройства, а также документы, подтверждающие законность нахождения в этом государстве. Законное нахождение в России, в соответствии со статьей 2 Закона N 115-ФЗ,может подтвердить один из следующих документов:
  1. вид на жительство;
  2. разрешение на временное проживание;
  3. виза и (или) миграционная карта;
  4. иной предусмотренный федеральным законом или международным договором документ, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

 

Поскольку гражданам Белоруссии миграционная карта не выдается (Письмо ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559), представить ее должны только граждане Казахстана. В остальном список необходимых для трудоустройства документов такой же, как и для российских граждан. Он установлен статьей 65 ТК РФ.

  • Еще одна важная льгота, предусмотренная Соглашением, заключается в том, что трудящиеся-мигранты и члены их семей освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в течение 30 сутокс даты въезда в государство трудоустройства.

 

Раньше они были обязаны уведомлять миграционные органы о своем прибытии в Россию не позднее семи рабочих дней со дня прибытия (подпункт 2 пункт 3 статья 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации«). Максимальный срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи — это срок действия его трудового договора с работодателем (часть 2 статья 5 Соглашения).

  • Кстати, ни трудовое законодательство в целом, ни данное Соглашение не устанавливают специального основания для заключения с иностранным гражданином срочного трудового договора. Следовательно, работодатель может заключать с трудящимися-мигрантами как срочные трудовые договоры, так и бессрочные. Напомним, что перечень оснований для заключения срочного трудового договора установлен статьей 59 ТК РФ.
  • Однако, если трудовой договор с иностранным гражданином будет прекращен досрочно, этот гражданин лишится статусатрудящегося-мигранта, поскольку перестанет осуществлять трудовую деятельность. Соответственно, находиться в России он сможет не более 90 суток с даты въезда, потом ему необходимо будет выехать из страны (абзац 2 пункт 1 статья 5 Закона N 115). Если же на момент расторжения трудового договора он уже пробыл в РФ более 90 суток, то он имеет право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор. Если за указанное время он не устроится на работу, ему придется покинуть страну.
  • Очень важное нововведение — право детей трудящегося-мигранта посещать дошкольные учреждения и получать образование согласно законодательству государства трудоустройства (статья 12Соглашения). Однако необходимо, чтобы дети проживали совместно с мигрантом. Российские дошкольные и образовательные учреждения не вправе отказать в приеме таких детей на том основании, что они не являются гражданами РФ.

 

Чтобы ребенка взяли в детский сад или школу, трудящийся-мигрант должен написать заявление и приложить документы, подтверждающие его статус как мигранта. К таким документам относится миграционная карта (для граждан Казахстана) и трудовой договор с российским работодателем.

  • Что касается медпомощи, в соответствии с Соглашением, право на ее получение регулируется законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участниками которых оно является.

 

Например, белорусы, временно пребывающие и временно проживающие в РФ и работающие там по трудовым договорам, имеют равные права с российскими гражданами на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это предусмотрено статьей 6 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации«.

 

Однако следует иметь в виду, что с 1 января 2010 года суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам (в том числе по договорам авторского заказа) иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ,не облагаются страховыми взносами (пункт 15 часть 1 статья 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Это значит, что обязательному медицинскому страхованию подлежат только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие (имеющие вид на жительство) в РФ, и граждане Республики Беларусь, временно проживающие (имеющие разрешение на временное проживание) в РФ. Им выдаются полисы ОМС в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации«.

 

Граждане Белоруссии, временно пребывающие в РФ, не подлежат обязательному медицинскому страхованию, полисы ОМС им не выдаются, и суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в их пользу страховыми взносами, установленными Законом N 212-ФЗ, не облагаются.

 

Однако, как указало Минздравсоцразвития России, вне зависимости от наличия полиса ОМС белорусским гражданам — Героям Советского Союза и кавалерам ордена Славы трех степеней, а также белорусским гражданам, временно пребывающим в РФ и работающим по трудовым договорам, должна оказываться медпомощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта РФ (см. Информационное письмо от 21.07.2011 N 20-1/10/2-7112).

 

Трудящимся-мигрантам из Казахстана, которые временно пребывают, а не проживают в России, плановая медицинская помощь оказывается на платной основе в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг или договором добровольного медицинского страхования. Это установлено Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 546.

 

Однако скорая и неотложная медицинская помощь гражданам Казахстана, а также Белоруссии и Кыргызстана должна оказываться в том же объеме, что и гражданам России. В этом случае применяется статья 2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством РФ от 24.11.1998 «О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи»

 

Мы готовы предоставить Вам следующие виды услуг:

  • Визовая поддержка иностранных сотрудников компании.
  • Представление интересов клиента в суде.
  • Разрешения на работу для иностранных сотрудников компании.

 

Более подробно можно прочитать на нашем сайте: ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ.

Мы будем рады начать работать с Вашей компанией.

Наши контакты:

Лариса Рязанцева

 Старший Юрист

l_ryazanceva@acg.ru

Офис : +7 495 988-21-91

Чет Боулинг

Управляющий партнер

ch_bowling@acg.ru

Офис : +7 495 988-21-91