Ответственность за незаконное трудоустройство иностранца

незаконное устройство

Некоторые компании и индивидуальные предприниматели привлекают на работу иностранных специалистов. Данная процедура регламентирована специальными нормами права, в которых необходимо хорошо ориентироваться, поскольку незаконное трудоустройство иностранного гражданина – это не только повод для огромных штрафов, но и для запрета на привлечение иностранцев на работу в будущем.

  

Иностранный гражданин может быть принят на работу только в том случае, если он въехал и пребывает на территории Российской Федерации на законных основаниях. Такими основаниями являются: действующий вид на жительство; разрешение на временное проживание; виза и миграционная карта, дающие ему право на временное пребывание в Российской Федерации; миграционная карта для граждан из стран, которые могут въехать в нашу страну без визы; иные, предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы.

Принимать на работу (трудоустраивать) иностранных граждан и лиц без гражданства могут российские юридические лица, филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также индивидуальные предприниматели.

Разрешение на работу необходимо иностранным гражданам, с которыми заключен трудовой или гражданско-правой договор. Также они могут зарегистрироваться на территории Российской Федерации для осуществления своей деятельности как индивидуальные предприниматели, получив разрешение на работу.

Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, подразделяются на следующие категории: временно пребывающие в Российскую Федерацию, временно и постоянно проживающие в ней (Федеральный закон от 25.07.02 № 115-ФЗ). Перед началом оформления на работу необходимо определить, к какой из перечисленных категорий относится иностранный гражданин, для чего следует установить:

– имеется ли необходимость получения квоты для иностранного работника (напомним, что заявление на квотирование на будущий год подается в первой половине текущего года);

– имеются ли ограничения по использованию иностранных работников, например, в зависимости от сферы деятельности компании;

– какое разрешение необходимо: обычное разрешение на работу или сотрудник приглашается в качестве высококвалифицированного специалиста;

– имеется ли необходимость получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

– имеется ли необходимость ходатайствовать о приглашении на въезд в Российскую Федерацию иностранного специалиста;

– обязательно ли для конкретного иностранного сотрудника оформлять разрешение на работу или его можно принять без него;

– какой договор будет заключен с иностранным гражданином (трудовой или гражданско-правовой);

– какие органы надзора, в какой срок и о чем уведомлять (о заключении (расторжении) договора, заработной плате высококвалифицированного специалиста и др.).

За привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу или патента; либо их привлечение к трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте; либо привлечение к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание; привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если оно требуется в соответствии с федеральным законом, предусмотрен штраф для граждан – от 2 000 до 5 000 руб., должностных лиц – от 25 000 до 50 000 руб., юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток) (ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ).

О получении разрешения на работу ходатайствует работодатель, а патент получает сам работник, приехавший из страны, гражданам которой разрешен въезд в Российскую Федерацию без визы.

Обратите внимание, что работник, принятый на работу на основании патента, должен самостоятельно ежемесячно в установленный срок уплачивать НДФЛ авансом. При нарушении срока уплаты патент аннулируется без уведомления со стороны контролирующих органов. Вследствие этого не уплативший НДФЛ авансом работник считается допущенным к труду без разрешительного документа и, как следствие, штраф налагается и на него, и на работодателя.

За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает штраф для граждан – от 2 000 до 5000 руб., должностных лиц – от 35 000 до 50 000 руб., юридических лиц – от 400 000 до 800 000 руб.  (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

За правонарушения, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрены штрафы в увеличенных размерах: для граждан – от 5 000 до 7 000 руб., должностных лиц – от 35 000 до 70 000 руб., юридических лиц – от 400 000 до 1 000 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток) (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

На работодателей, привлекающих высококвалифицированных специалистов, налагается штраф за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления контролирующих (надзорных) органов в сфере миграции об исполнении обязательств по выплате заработной платы работнику: на должностных лиц – от 35 000 до 70 000 руб., на юридических лиц – от 400 000 до 1 000 000 руб. (ч. 5 ст. 18.15 КоАП).

Работодатель, вовремя выплачивающий заработную плату в требуемом законом размере, не считается полностью исполнившим законодательно установленные требования, если он не уведомил об этом орган надзора один раз в квартал.

При продлении разрешения на работу высококвалифицированному специалисту в базе данных органа миграционного учета могут отсутствовать сведения о поступлении таких уведомлений. Компания может не согласиться с инкриминируемым ей нарушением и представить копии документов с отметками о своевременной отправке уведомлений. Срок давности привлечения к ответственности за представленные нарушения – один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Хранить указанные документы по конкретному работнику необходимо в течение года после его увольнения.

Отметим, что нарушение, допущенное в процессе привлечения к трудовой деятельности каждого иностранного гражданина или лица без гражданства, является самостоятельным правонарушением, поэтому штрафные санкции будут наложены за каждого неправильно привлеченного иностранного гражданина или каждое лицо без гражданства (примечания к ст. 18.15 КоАП РФ).

Работодатель обязан соблюдать законодательство о миграционном учете, причем не только иностранного сотрудника, но и членов его семьи. Если один из членов его семьи находится на лечении в больнице, то ее администрация, соблюдая установленные требования, должна оформить уведомление о прибытии иностранного гражданина. После выписки пациента администрация должна уведомить об этом органы миграционного учета не позднее 12 ч дня, следующего за днем его убытия (ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 18.07.06 № 109-ФЗ). Далее работодатель обязан оформить новое уведомление о прибытии члена семьи высококвалифицированного специалиста в течение семи рабочих дней (п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.07 № 9).

За нарушение установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлен штраф для должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб., юридических лиц – от 400 000 до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ).

Правила о миграционном учете распространяются на всех иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от их статуса и регулируются Законом № 109-ФЗ.

Если работодатель является принимающей стороной, то именно на него возложена обязанность постановки на учет иностранного гражданина. Если работник будет проживать в съемной квартире, то работодатель может оформить уведомление о прибытии по месту нахождения организации, а если в гостинице, то поставить его на миграционный учет должна ее администрация. Между тем это не снимает с работодателя обязанности проверить наличие такого документа.

Заметим, что высококвалифицированный иностранный специалист может выступать в качестве принимающей стороны для членов своей семьи, если у него имеется собственное жилье в Российской Федерации.

Временно пребывающий иностранный гражданин не имеет права встать на миграционный учет по месту пребывания самостоятельно. Это возможно только в том случае, если уважительная причина, препятствующая принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в компетентный орган, будет документально подтверждена (при условии наличия в собственности иностранного гражданина жилого помещения, по адресу которого он может встать на учет самостоятельно).

Подтверждением выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи. Работодатель, оформивший постановку на миграционный учет, обязан передать иностранному работнику отрывную часть бланка-уведомления.

Сроки первичной и последующих постановок на учет иностранных граждан зависят от их статуса. Штраф налагается как за отсутствие документов об уведомлении о прибытии иностранного гражданина, так и за несоблюдение сроков их подачи.

Снятие с учета по месту пребывания происходит, когда в миграционную службу поступили сведения о постановке иностранного гражданина на миграционный учет по новому месту пребывания либо сведения от пограничного органа о его выезде из Российской Федерации.

Иностранного работника необходимо ставить на миграционный учет, если он перемещается и (или) путешествует по Российской Федерации и выезжает за рубеж по различным причинам (командировки, отпуска и пр.).

Законодательство также устанавливает правила привлечения иностранных работников к административной ответственности за нарушения в отдельных областях деятельности (ст. 18.16 и 18.17 КоАП РФ). Эти штрафы, сами по себе значительные по размерам, увеличены для Москвы, Санкт-Петербурга и Московской и Ленинградской областей. В качестве наказания также предусмотрено приостановление деятельности юридического лица.

Предельно допустимые доли иностранных работников, которых привлекают к труду в различных сферах, ежегодно устанавливаются Правительством Российской Федерации. Эти ограничения вводятся в соответствии с ОКВЭД.

Предпринимателям, сдающим в аренду различные помещения другим предпринимателям, привлекающим иностранных работников, необходимо помнить о положениях ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ. Они будут привлечены к административной ответственности, если сдадут в аренду помещение арендатору, который не имеет разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически использует их труд, в виде штрафа в следующем размере: должностные лица – от 45 000 до 50 000 руб., лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 350 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток), юридические лица – от 450 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

Необходимо проинформировать иностранного работника о возможных последствиях совершения административного правонарушения. Например, даже если он, например, заплатит штраф за превышение скорости вождения автомобиля, то после выезда из Российской Федерации ему могут не разрешить обратный въезд: при пересечении границы его проинформируют о наличии в базе данных запрета на его въезд в Российскую Федерацию из-за совершенного административного правонарушения. Кроме того, причиной решения о запрете на въезд могут быть различные правонарушения, в том числе те, которые может допустить работодатель: осуществление трудовой деятельности без разрешительных документов (разрешения на работу или патента), неоформление документов миграционного учета, которые он должен оформить или проверить, и др.

Наряду с ужесточением правил и практики наказаний за правонарушения, связанные с привлечением к труду иностранных граждан, законодателем внесены и некоторые изменения, смягчившие наказания. В январе 2017 г. вступили в силу поправки в КоАП РФ, изменившие наказание за правонарушения, совершенные иностранными гражданами на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, указанные в ч. 1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ. Если ранее за эти правонарушения налагались штрафы с обязательным выдворением виновного за пределы Российской Федерации, то в настоящее время предусмотрено наложение штрафа в размере от 5 000 до 7 000 руб. с выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ).

Данная  статья опубликована в журнале Бухгалтерский учет» №6 2017.

http://www.buhgalt.ru/

Добавить комментарий