Трансфертное ценообразование (стандартная документация).

Трансфертное ценообразование

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

 

  1. Введение

 

  • Законодательная база

В России с 2013 года вопросы ценообразования и налогового контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами регулируются разделом V.1 части 1 НК РФ.

План BEPS был подписан в октябре 2015 года, в том числе и нашей страной. В настоящее время, в России в рамках реализации положений п. 13 Плана BEPS в сфере трансфертного ценообразования:

  1. Разработан Законопроект о внесении изменений в НК РФ. Данный законопроект инкорпорирует в национальное налоговое законодательство положения п. 13 Плана BEPS о трехуровневом подходе к подготовке документации в сфере трансфертного ценообразования.

По состоянию на сентябрь 2017 года данный законопроект внесен в Государственную Думу РФ. Планируется, что он будет рассмотрен и принят до конца 2017 года. В этом случае требования о представлении новых форм отчетности в налоговые органы (в частности, CbC Report, Master-file) будут применяться в отношении финансовых годов, начинающихся в 2018 году. Налогоплательщики вправе в добровольном порядке представить отчетность за более ранние периоды.

  1. Россия присоединилась к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене CbC Report. ФНС России будет включена в обмен CbC Report с компетентными органами иностранных государств и использовать содержащуюся в них информацию для предпроверочного анализа. Российские налогоплательщики также смогут централизованно представлять CbC Report, в том числе в отношении участников группы – налоговых резидентов иностранных государств, без риска применения вторичного порядка истребования.

 

  • Практические аспекты

Как ожидается, введение трехуровневого подхода к подготовке документации в соответствии с п. 13 Плана BEPS повлияет на крупные транснациональные компании. Соответственно, дополнительная нагрузка ляжет на головные компании транснациональных групп, которые являются налоговыми резидентами РФ. Они должны будут готовить и представлять в налоговые органы CbC Report, готовить Master file по сделкам внутри группы.

Что касается действующих в России дочерних компаний, входящих в крупные международные группы, для них нововведения не столь существенны. Во многих аспектах действующие в настоящее время положения НК РФ были разработаны на основе рекомендаций OECD в сфере трансфертного ценообразования. В частности, действующие в настоящее время положения НК РФ по содержанию документации по контролируемым сделкам существенно не отличаются от рекомендованного содержания локального файла. Приведение российского законодательства в соответствии с Планом BEPS в этом аспекте не приведет к существенным изменениям нормативной базы.

 

  1. Формальные требования

 

  • Налогоплательщики

Контролируемыми сделками являются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ). Установлены отдельные исключения. В частности, к ним относятся сделки до определенного суммового предела между российскими компаниями (см. п. 2.4 настоящего обзора).
  2. Сделки между не взаимозависимыми лицами, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами:

— сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные с участием независимых посредников;

— сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть, черные и цветные металлы и др.);

— сделки с лицами и компаниями, зарегистрированными в офшорах. Перечень таких государств утвержден Минфином РФ.

Налогоплательщики, которые совершают сделки с взаимозависимыми лицами (контролируемые сделки), обязаны ежегодно представлять в налоговый орган соответствующее уведомление. Уведомление о контролируемых сделках и порядок его заполнения утверждены ФНС России. Налоговый орган также может запросить документацию, подтверждающую порядок ценообразования и рыночный уровень цен в контролируемых сделках.

По подготовленному законопроекту на основе п. 13 BEPS круг налогоплательщиков, отчитывающихся по контролируемым сделкам практически не изменится.

 

  • Агрегирование операций

Налогоплательщики вправе формировать информацию о контролируемых сделках и проводить анализ по группе однородных сделок. Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

Однако следует учитывать, что НК РФ установлены очень обширные и детальные положения о сопоставимости предмета и условий сделок, которые на практике применять достаточно затруднительно.

 

  • Сроки

По действующим положениям НК РФ:

  1. Уведомление о контролируемых сделках представляется в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
  2. Документация в целях налогового контроля относительно конкретной сделки (группы сделок) – предоставляется по отдельному требованию от уполномоченного налогового органа. Документация может быть истребована у налогоплательщика не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Документация представляется налогоплательщиком в течение 30-ти дней со дня получения требования.

По подготовленному законопроекту по основе п. 13 BEPS – установлены сроки для представления дополнительной отчетности:

  1. Налогоплательщики, являющиеся участниками международной группы компаний, представляют в налоговый орган Уведомление об участии в международной группе компаний не позднее 8-ми месяцев с даты окончания последнего финансового года для материнской компании (см. п. 4.2. настоящего обзора).
  2. CbC Report представляется материнской компанией международной группы или ее уполномоченным участником (налоговыми резидентами РФ) в срок не позднее 12-ти месяцев с даты окончания финансового года, за который составляется консолидированная отчетность группы. Также налоговый орган в установленных случаях (см. п. 4.2. настоящего обзора) может направить требование о предоставлении CbC Report российской компании – участнику международной группы в срок, который не может быть менее трех месяцев.
  3. Master-file представляется налогоплательщиком по отдельному требованию от уполномоченного налогового органа в течение трех месяцев. Local-file также представляется по отдельному требованию налогового органа в течение 30-ти дней.

 

  • Существенность

Общее положение НК РФ – контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. Однако установлены отдельные ограничения. В частности, сделки между российскими компаниями на общей системе налогообложения признаются контролируемыми если сумма доходов по сделкам между ними за календарный год превышает 1 млрд. руб. Для компаний, применяющих льготные налоговые режимы установлены пониженные пороги (от 60 млн. руб.).

Сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ, признаются контролируемыми вне зависимости от суммы.

Что касается объема и уровня детализации предоставляемой налоговому органу информации, то НК РФ содержит только общую рекомендацию налогоплательщику, что детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).

 

  • Хранение документов

Общие положения НК РФ устанавливают, что налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных учета и документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату налогов.

 

  • Периодичность обновления документации

НК РФ не содержит специальных положений касательно порядка и частоты обновления сведений.

Однако, учитывая, что в настоящее время Уведомление о контролируемых сделках представляется ежегодно и в ходе налоговой проверки запрашивается информация о сделках, совершенных за определенный календарный год, налогоплательщикам рекомендуется обновлять документацию о внутригрупповых сделках на ежегодной основе.

По подготовленному законопроекту по основе п. 13 BEPS, CbC Report, Master-file и Local-file также готовятся и обновляются на ежегодной основе.

 

  • Раскрытие информации с налоговых декларациях

Оформляемая налогоплательщиком документация по контролируемым сделкам не является частью налоговой отчетности. Сам факт совершения контролируемых сделках не раскрывается в декларации по налогу на прибыль. Однако, в налоговый орган представляется отдельная форма отчетности – Уведомление о контролируемых сделках.

Если цены в сделках между взаимозависимыми лицами не соответствуют рыночным ценам и это повлекло занижение налогов, налогоплательщик вправе самостоятельно добровольно произвести корректировку налоговой базы и сумм налогов в годовой декларации по соответствующему налогу. Сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога, указываются в пояснениях, прилагаемых к налоговым декларациям.

 

  • Бремя доказывания

В ходе осуществления налоговым органом контрольных мероприятий и полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, по общему правилу, бремя доказывания лежит на налоговом органе. Например, если налогоплательщик при определении доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, обоснованно применил один из методов, указанный в НК РФ, налоговый орган при проверке также применяет метод, примененный налогоплательщиком. Применение иного метода возможно в том случае, если налоговый орган докажет, что метод, примененный налогоплательщиком, не позволяет определить сопоставимость условий контролируемой сделки с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Однако, если налогоплательщик не представил запрашиваемую документацию о контролируемых сделках или представленная документация явно недостаточна и необоснована, то налоговый орган в ходе проверки уже самостоятельно применяет наиболее подходящий метод для анализа. В дальнейшем бремя оспаривания выводов и налоговых доначислений по результатам налоговой проверки переходит на налогоплательщика.

 

  • Штрафы

 

  • Общие положения

По действующим положениям НК РФ, непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках, или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

По подготовленному законопроекту по основе п. 13 BEPS – установлены штрафы за непредставление новых форм отчетности:

  1. Непредставление в установленный срок уведомления об участии в международной группе компаний или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 руб.
  2. Непредставление по требованию налогового органа в установленный срок Master-file или Local-file влечет взыскание штрафа в размере 100000 руб.

 

  • Штрафы в случае корректировки налоговой базы

Если в ходе налоговой проверки были выявлены несоответствия цен в сделках между взаимозависимыми лицами рыночному уровню, что привело к неуплате налогов, предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии представления им в ходе проверки налоговому органу документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам.

 

  • CbC-reporting

По подготовленному законопроекту на основе п. 13 BEPS, непредставление в установленный срок CbC Report или представление отчета, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб.

 

  • Пени

Если в связи с нерыночным уровнем цен в контролируемых сделках налогоплательщик самостоятельно добровольно производит корректировку налоговой базы и суммы налога и уплачивает сумму недоимки по налогам в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль за соответствующий налоговый период, то за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

Если искажения налоговой базы и неуплата налогов были выявлены в ходе налоговой проверки, то применяются общие положения НК РФ о начислении пеней за несвоевременную уплату налогов в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.

 

  • Использование наиболее достоверной информации

НК РФ не содержит прямых указаний о детальном содержании и источниках информации, используемых для анализа. Кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств.

Налоговые органы рекомендуют включать в документацию о контролируемых сделках ссылки на документы и другие источники информации, которые в случае необходимости могут быть представлены налоговому органу в ходе проверки.

 

  • Язык

Общие положения НК РФ – отчетность, информация и документы в налоговые органы представляются на русском языке.

CbC Report, в случае если материнская компания международной группы компаний не признается налоговым резидентом РФ, может быть представлен на иностранном языке.

 

  • Конфиденциальность

По общим положениям НК РФ, любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми органами, составляют налоговую тайну (за исключением отдельной информации, прямо указанной в законе).

В подготовленном законопроекте по основе п. 13 BEPS предусмотрены специальные положения в отношении информации, полученной из CbC Report: уполномоченный орган вправе передавать CbC Report компетентным органам иностранных государств в рамках автоматического обмена информацией в соответствии с международными договорами РФ.

 

  1. Требования в отношении содержания документации

 

  • Master File

Согласно подготовленному законопроекту на основе п. 13 BEPS, Master File составляется в произвольной форме и должен содержать в себе следующую информацию:

 

  1. Организационная структура

Информация о структуре владения международной группы компаний с указанием перечня лиц, которые являются участниками, государств, в которых они осуществляют свою деятельность (в виде схемы).

 

  1. Описание деятельности группы

Общее описание деятельности группы компаний, включающее:

— основные факторы, влияющие на финансовый результат;

— описание цепи поставок, основных поставщиков для производимых продуктов, услуг;

— перечень и краткое описание основных внутригрупповых договоров по оказанию услуг, включая описание функциональных возможностей основных участников группы, вовлеченных в оказание данных услуг, и подходов к ценообразованию в рамках оказываемых услуг группы;

— краткий функциональный анализ деятельности участников группы, оказывающих влияние на финансовый результат, в том числе описание основных выполняемых функций, используемых активов, принимаемых экономических (коммерческих) рисков;

— информация об основных сделках, связанных с реструктуризацией деятельности, приобретении и отчуждении активов в анализируемом финансовом году.

 

  1. Нематериальные активы (в соответствии с Разделом 6 OECD Transfer Pricing Guidelines)

— описание стратегии группы в отношении разработки, владения и использования нематериальных активов, в том числе размещения основных научно-исследовательских центров и органов управления ими;

— описание нематериальных активов, оказывающих существенное влияние на методику ценообразования, и перечень участников группы, владеющих такими активами;

— перечень договоров, связанных с нематериальными активами, заключенных между участниками группы;

— общее описание методики ценообразования, связанной с разработкой, владением и использованием нематериальных активов;

— общее описание операций по передаче прав на нематериальные активы между участниками группы в анализируемом финансовом году с указанием таких участников и уровня вознаграждения, связанного с такой передачей.

 

  1. Внутригрупповые финансовые операции

— краткая информация о системе финансирования группы (включая информацию о финансировании, привлеченном от лиц, не являющихся участниками группы);

— указание участников, которые выполняют функции в интересах других участников группы, в том числе государств (территорий), являющихся местом регистрации таких участников и местом их управления;

— общее описание методики ценообразования, связанной с финансированием участников группы.

 

  1. Финансовая и налоговая позиция группы 

— консолидированная финансовая отчетность за последний финансовый год (при ее отсутствии – иная консолидированная отчетность, подготовленная для управленческих, налоговых и иных целей);

— перечень и краткое описание соглашений о ценообразовании, налоговых разъяснений компетентных органов, применяемых в сделках между участниками группы и связанных с распределением доходов между государствами.

 

  • Local File

На настоящий момент порядок подготовки данной документации в определенной степени урегулирован разделом V.1 ч.1 НК РФ. Под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме и содержащий следующие сведения:

1) о деятельности налогоплательщика, связанной с этой сделкой:

— перечень лиц, с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования;

— сведения о функциях сторон сделки, используемых активах, принимаемых экономических (коммерческих) рисках;

2) сведения об использованных методах трансфертного ценообразования:

— обоснование причин выбора используемого метода;

— указание на используемые источники информации;

— расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;

— сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;

— произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога (убытка) и др.

 

Согласно подготовленному законопроекту на основе п. 13 BEPS, для российских компаний – участников международной группы компаний, общий объем выручки которой удовлетворяет установленному критерию (50 млрд. руб., см. п. 4.1 настоящего обзора), Local file должен дополнительно содержать следующую информацию:

 

  1. Местная компания группы

— сведения о структуре управления налогоплательщика, а также об иных лицах, которым подлежит представлению управленческая отчетность, и государствах (территориях), в которых такие лица осуществляют свою основную деятельность;

— сведения о деятельности налогоплательщика и его рыночной стратегии, а также информация о проведенной реструктуризации и о передаче (получении) нематериальных активов;

— существующий уровень конкуренции на рынке (основные конкуренты, потребители производимой продукции, поставщики сырья и материалов) и влияние особенностей конкурентной среды на процессы ценообразования.

 

  1. Контролируемые сделки

— описание причин, на основании которых сделан вывод о том, что цена, примененная в контролируемой сделке, соответствует рыночной цене;

— описание корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости условий сделок;

— копии существенных внутригрупповых соглашений, оказывающих влияние на ценообразование в контролируемой сделке;

— копии соглашений о ценообразовании, налоговых разъяснений компетентных органов, применяемых в сделках между участниками группы, которые имеют отношение к анализируемой контролируемой сделке.

 

  1. Финансовая информация

— аудиторское заключение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика за последний отчетный период (при его наличии).

 

  1. Country-by-Country reporting standards

 

  • Установленный лимит выручки и требуемое содержание отчета

В подготовленном законопроекте на основе п. 13 BEPS установлено, что требования по предоставлению CbC Report (а также по подготовке Master file и расширенного Local file) распространяются на налогоплательщиков, являющихся участниками международной группы компаний общий объем выручки которой в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью за финансовый год составляет более 50 млрд. руб., если материнская компания группы является налоговым резидентом РФ, или более лимита, установленного законодательством иностранного государства, налоговым резидентом которого является материнская компания группы.

CbC Report должен содержать информацию:

1) об общей сумме доходов (выручки) по сделкам за финансовый год, в том числе с разбивкой на сумму доходов (выручки) по сделкам с участниками группы и ассоциированными предприятиями и сумму доходов (выручки) по сделкам с другими лицами;

2) о сумме прибыли (убытка) до налогообложения за финансовый год;

3) о сумме уплаченного налога на прибыль в финансовом периоде, за который составляется отчет;

4) о сумме исчисленного налога на прибыль за финансовый период, за который составляется отчет;

5) о размере уставного капитала на дату окончания финансового года;

6) о сумме накопленной прибыли на дату окончания финансового года;

7) о численности работников за финансовый год;

8) о величине материальных активов на дату окончания финансового года;

9) идентификационные сведения о каждом участнике группы с указанием государства, в соответствии с правом которого такой участник учрежден, государства налогового резидентства и основных видов деятельности каждого участника группы.

CbC Report представляется в налоговый орган по установленному формату в электронной форме (данный формат пока официально не утвержден).

 

  • Требования по подаче уведомления и отчетов для дочерних компаний

Что касается действующих в России дочерних компаний, входящих в крупные международные группы, общий объем выручки которых более установленного порога в 50 млрд. руб. – в подготовленном законопроекте на основе п. 13 BEPS вводятся требования о представлении Уведомления об участии в международной группе компаний, которое должно содержать следующие сведения:

1) наименование и идентификационный данные налогоплательщика, являющегося участником международной группы компаний;

2) информация о том, является ли налогоплательщик, представляющий уведомление, материнской компанией или уполномоченным участником международной группы компаний;

3) наименование и идентификационный данные материнской компании, государство ее налогового резидентства;

4) наименование и идентификационный данные участника, являющегося уполномоченным участником международной группы компаний (при наличии), основания, подтверждающие его право на подготовку и представление CbC Report;

5) дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется консолидированная финансовая отчетность.

 

По общему правилу, CbC Report представляется материнской компанией международной группы компаний или ее уполномоченным участником. Однако, налоговый орган может потребовать у российского налогоплательщика – участника группы представить данный отчет в следующих случаях:

1) при наличии у налогового органа информации, полученной от компетентных органов иностранных государств, о неисполнении материнской компанией или уполномоченным участником группы установленной законодательством обязанности по представлению CbC Report;

2) государство, налоговым резидентом которого является материнская компания или уполномоченный участник группы, включено в перечень государств, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену CbC Report, утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минфин РФ).

 

Мы также готовы предоставить Вам следующие виды услуг:

  • Проведение аудита в несколько этапов.
  • Обзорная проверка финансовой отчетности.
  • Проведение согласованных процедур.
  • Налоговый аудит.

Более подробно можно прочитать на нашем сайте: Аудиторские услуги.

Мы будем рады начать работать с Вашей компанией. Закажите аудиторскую проверку уже сейчас. Наши контакты:

Александр Куликов 

Руководитель отдела аудита и налогообложения  

a_kulikov@acg.ru

Офис : +7 495 988-2191

 Чет Боулинг

Управляющий партнер

ch_bowling@acg.ru

Офис : +7 495 988-2191

 

Добавить комментарий