Общее руководство по подготовке к выездной налоговой проверке и как Alinga Consulting Group может вам помочь

Наверное сейчас уже не найдешь компанию, в которой хотя бы раз не проводилась налоговая проверка. Это может быть и камеральная проверка (и тогда общение с налоговой зачастую обходится «малой кровью»), и, что гораздо хуже, выездная проверка, которая забирает массу сил, времени, ресурсов и, зачастую, денег.

Поскольку камеральные проверки стали уже более-менее привычны для бухгалтерии и руководства компании, хочется остановиться на проведении именно выездной налоговой проверки.

В каких случаях назначается выездная налоговая проверка?

Выездная налоговая проверка может проводиться у любого налогоплательщика, не зависимо от того, когда компания образовалась. Существует ошибочный стереотип, что проверка может быть назначена только в отношении компании, которая существует более 3-х лет. На самом деле такой срок законодательно не установлен, поэтому компания, которая только год существует на рынке, вполне может быть проверена налоговым органом в рамках выездной проверки.

На практике отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится путем проведения анализа информации о их деятельности. Минфин, в своем Письме от 15.02.2017 № 03-02-07/1/8547, в очередной раз напомнил, что основным документом, используемым налоговыми органами для выбора заинтересовавших ее кандидатов для проведения выездной налоговой проверки по-прежнему является разработанная Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утверждена Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@)

В данной Концепции приведены критерии для самостоятельной оценки налогоплательщиком рисков попадания в списки для проведения выездной проверки. Таких критериев 12:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Например:
    -отсутствие личных контактов руководства компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
    — отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
    — отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
    — отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте;
    — отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

При этом в Концепции указано, что при оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

На практике выездную проверку могут назначить совершенно по иным основаниям: частая сдача «уточненок», увеличение объемов выручки при неизменной сумме налогов, предъявление к возмещению НДС из бюджета, применение налоговых льгот и т.п.

 

Подготовка к налоговой проверке

Как видим, для большинства компаний выездная налоговая проверка неизбежна.

Что же нужно сделать, чтобы она прошла с минимальными потерями?

Если в компании проводится ежегодный аудит с усиленной проверкой правильности расчета налогов – риск доначисления существенных сумм налогов достаточно мал, поэтому подготовка к проверке не займет много времени.

В другой ситуации, когда такой аудит не проводится, необходимо тщательно подготовится к приходу налоговых инспекторов. Вот примерный перечень вопросов, которые необходимо решить в короткое время, готовясь к проверке:

  1. Проверить документы по льготам. Если компания использует льготы по налогам, необходимо проверить, все ли документы, подтверждающие правомерность использования льгот, имеются и все ли они правильно оформлены. Проверка правильности использования налоговых льгот – излюбленная процедура налоговых органов. И даже в том случае, если вы успешно проходили по данному поводу камеральные проверки, это не значит, что при проведении выездной проверки данные льготы вам также подтвердят. То же можно сказать в отношении применения пониженных ставок налогов.
  2. Проверить документальное оформление расходов. Необходимо провести выборочную проверку документального оформления наиболее крупных сумм расходов. При этом нужно проверить, чтобы все документы, подтверждающие произведенные расходы, содержали все необходимые реквизиты, печати и подписи обеих сторон. Также необходимо, чтобы у компании имелись оригиналы документов. Если документы составлены на иностранном языке, нужно проверить наличие построчного перевода.
  3. Проверить документальное оформление счетов-фактур. Проверить наличие и правильное оформление полученных счетов-фактур, на основании которых НДС принимался к вычету. И хотя в настоящее время налоговым органом не может быть отказано в вычете по тем счетам-фактурам, в которых имеются несущественные нарушения, все же если суммы налога по счету-фактуре проходят значительные лучше исправить имеющиеся недочеты.
  4. Проверить правильность раздельного учета НДС. Если какие-то операции компании не облагаются НДС (например, они освобождены от налогообложения или местом реализации работ или услуг не признается территория РФ), необходимо еще раз проверить правильность распределения «входного» налога. От этого зависит не только правильность расчета НДС, но и налога на прибыль и налога на имущество, поскольку часть «входного» НДС в этом случае включается в расходы по налогу на прибыль или учитывается в первоначальной стоимости основных средств.
  5. Проверить правомерность учета расходов. Наверное, чаще всего при налоговых проверках налоговые органы «снимают» расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому стоит еще раз проверить состав таких расходов и при необходимости заручиться дополнительным подтверждением того, что эти расходы экономически обоснованы и Налоговый Кодекс рассматривает их в качестве принимаемых при налогообложении. Особо стоит отметить то, что если компания уменьшает базу по налогу на прибыль на убытки прошлых лет, необходимо иметь в наличии все документы, подтверждающие наличие такого убытка. К таким документам относятся не только налоговые декларации, но и все первичные документы.
  6. Проверить правомерность исключения доходов из налоговой базы по налогу на прибыль. Статья 251 НК РФ содержит перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (например, безвозмездное получение имущества от учредителя, владеющего более 50% уставного капитала получающей стороны; получение неотделимых улучшений от арендатора; получение средств от учредителей в качестве вклада в имущество Организации). Если у вас есть такие доходы – вы в зоне риска. Таким доходы необходимо еще раз проверить на предмет их документального подтверждения и обоснования того, что они не должны увеличивать налоговую базу по налогу на прибыль.
  7. Проверить правильность уплаты налогов обособленными подразделениями.Если у компании есть территориально обособленные рабочие места, необходимо оценить, будут ли они являться обособленными подразделениями. Если обособленное подразделение создано, необходимо проверить правильность и полноту уплаты налогов всеми обособленными подразделениями. Как правило, речь идет о налоге на прибыль, НДФЛ и налоге на имущество.
  8. Проверить правильность расчета страховых взносов. Данная проверка особенно актуальна, если Организация использует налоговые льготы. Не стоит забывать и про начисление страховых взносов с заработной платы иностранных сотрудников, как с обычным статусом, так и со статусом высококвалифицированных специалистов. А именно: необходимо проверить наличие документов, подтверждающих статус иностранных сотрудников (временно проживающих, временно пребывающих и постоянно проживающих).
  9. Проверить правильность исчисления НДФЛ. Если в компании много сотрудников, которым предоставлены вычеты по НДФЛ, то особое внимание стоит уделить наличию заявлений о предоставлении вычетов, а также подтверждающих документов, дающих право на вычет (в части «детских» и «имущественных» вычетов). Кроме того, по иностранным сотрудникам, которые в целях налогообложения НДФЛ имеют статус резидентов РФ или статус высококвалифицированных специалистов, проверить наличие документов, подтверждающих наличие такого статуса.
  10. Проверить наличие подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании и подтверждение того, что получатель дохода является конечным бенефициаром этого дохода. Если компания выплачивает иностранным компаниям доходы, которые в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения облагаются по пониженным ставкам или не облагаются налогом вовсе, необходимо проверить, чтобы имелись подтверждения:

а) постоянного местонахождения иностранной компании на территории той страны, налогообложение с которой в соответствии с соглашение производится в льготном режиме.

— и —

б) компания, получатель дохода, является конечным бенефициаром этого дохода.

  1. Подтверждение «добросовестности» контрагента.Не секрет, что самое пристальное внимание налоговые органы уделяют на проверках оценке добросовестности компании и ее контрагентов. Сейчас Компании получили возможности самостоятельно проверить, является ли контрагент добросовестным и уплачивает ли он налоги. Таким образом, для снижения риска предъявления претензий со стороны налоговых органов, в отношении контрагентов стоит предпринимать меры, которые позволили бы подтвердить, что компания проявила должную осмотрительность в выборе контрагента. Безусловно, об этом стоит позаботиться при заключении договора с контрагентом.

Перед началом выездной налоговой проверки необходимо проверить (для наиболее крупных контрагентов):

  • наличие копий учредительных документов;
  • регистрацию в ЕГРЮЛ;
  • наличие налоговых долгов по базе данных на сайте Федеральной налоговой службы;
  • наличие карточек с образцами подписей;
  • при возможности — получить копии налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • в идеале – получить подтверждение налогового органа о том, что контрагент своевременно отчитывается и уплачивает налоги.
  1. Оценить наличие «налоговых подушек безопасности». Напоследок стоит уделить внимание выявлению так называемых «налоговых подушек безопасности». То есть нужно оценить, какие резервы есть у компании для снижения суммы налога, который может быть начислен по результатам налоговой проверки. Возможно, компания не пользуется какими-то налоговыми льготами, положенными ей по закону, или какие-то расходы ошибочно не приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Также стоит проверить наличие переплаты по налогам, поскольку в случае, если переплата имеется, то пени по соответствующему налогу не могут быть начислены (если сумма доначисленного налога в пределах суммы переплаты). Кроме того, если какие-то документы отсутствуют и не могут быть представлены к налоговой проверке, необходимо начать восстановление таких документов с тем, чтобы по результатам проверки представить данные документы и в этом случае сумма доначисления также должна быть снижена.

Разумеется, это далеко не полный перечень процедур, которые стоит провести перед налоговой проверкой. В то же время их выполнение позволит значительно снизить шансы на существенные доначисления.

 

Роль Алинга Консалтинг при подготовке к проверке

Конечно, у бухгалтерии и без того обычно загруженной, как правило, не бывает возможности провести все вышеперечисленные процедуры, учитывая, что проверка обычно проводится за 3 года, а после получения решения о проведении проверки срок для представления документов для проведения проверки – 10 рабочих дней. В этом случае подготовку к проверке можно поручить специализированной организации, которая не только проведет все необходимые процедуры и выявит имеющиеся налоговые риски в короткие сроки, но и может поддерживать компанию во время всего срока проведения проверки путем оценки адекватности требований налоговых органов и их соответствия действующему законодательству.

Алинга Консалтинг имеет большой опыт в сфере взаимодействия с налоговыми органами. Мы также имеем большой опыт проведения налогового аудита, Tax Due Diligence, налогового консультирования. Многие специалисты Алинга Консалтинг ранее работали в налоговых органах, поэтому мы можем оценить налоговые риски как нельзя более полно.

И главное, помните, налоговая проверка – не бесконечна. И на всем протяжении ее вы не одиноки – мы поддержим вас на любом этапе взаимодействия с налоговыми органами!

Услуги, которые оказывает Алинга Консалтинг в процессе проведения налоговых проверок:

  • Подготовка компаний к налоговым проверкам;
  • Сопровождение налоговых проверок;
  • Подготовка документов, истребуемых налоговыми органами в процессе осуществления налоговых проверок;
  • Подготовка возражений по актам налоговых проверок;
  • Подготовка жалоб в вышестоящий налоговый орган;
  • Обжалование решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений в суд;
  • Сопровождение и защита интересов компаний в суде.

 

Наши специалисты, которые могут помочь вам в данном вопросе:

Контактное лицо:

Куликов Александр
Тел. +7 (494) 988-21-91б доб. 194
Моб. +7 903 561 31 14
E-mail: a_kulikov@acg.ru